Ученые: тяга к убийствам и расстрелам распространяется как вирус или зевота
Американские ученые пытаются выявить причины, которые толкают людей на организацию массовых убийств со стрельбой. Исследователи полагают, что желание устроить бойню заразно. По их мнению, стремление убивать может распространяться в обществе как зевота, а разносчиком опасной "заразы" являются средства массовой информации.
Закономерности повторения массовых убийств изучает физик Аризонского университета Шерри Тауэрс. В прошлом году ей удалось с помощью математических моделей определить 13-дневный период, в течение которого резко возрастает вероятность повторения бойни. К сожалению, выводы сотрудницы университета "подтверждаются чаще, чем ей хотелось бы", пишет The Washington Post.
Например, в ночь на 21 февраля в городе Каламазу (Мичиган) водитель такси Uber Джейсон Далтон застрелил шестерых человек. А через пять дней после стрельбы в Каламазу житель Канзаса расстрелял на фабрике по производству газонокосилок Excel Industries 17 человек. Трое пострадавших скончались. Злоумышленник начал стрелять по потерпевшим из своего автомобиля. "Для Тауэрс новый эпизод стрельбы казался почти неизбежным", - отмечает издание.
На фоне череды расстрелов криминологи, полиция и ФБР изучают вирусную эпидемиологию и поведенческую психологию, чтобы понять, что мотивирует стрелков и не является ли желание убивать чем-то вроде гриппа.
"Эти события концентрируются в определенных промежутках времени, и одно повышает вероятность того, что состоится и другое", - считает Гэри Слаткин, врач-эпидемиолог из Университета штата Иллинойс в Чикаго. Слаткин руководит организацией "Излечи насилие", которая рассматривает преступление как болезнь. По его мнению, стремление убивать носит "характерные черты заразной болезни".
Важную роль в "провоцировании" новых расстрелов играет пресса, утверждают исследователи. По мнению Тауэрс, расстрелы, при которых погибает менее четырех человек, не получают освещения в общенациональных выпусках новостей. В итоге меньше вероятности, что кто-то решит повторить преступление.
Тауэрс установила, что до 30 процентов всех массовых расстрелов являются "отзвуками" других подобных преступлений, совершенных чуть ранее, сообщает InoPressa. Впрочем, "инкубационный период вируса насилия" может быть и более продолжительным. "Убийц часто вдохновляют прошлые случаи массовых расстрелов - они хвалят то, что было сделано их предшественниками, совершенствуют их методы и стремятся превзойти их по числу жертв и резонансности", - утверждает американская газета.
"Поведение заразно", - констатирует автор статьи Майкл Розенуолд, приводя в качестве примера зевоту или дурное настроение начальства, передающиеся окружающим. Исследователи считают, что с такой же легкостью может распространяться и тяга к совершению тяжких преступлений.
Исследования показали, что угоны самолетов в 1970-х годах носили "инфекционный" характер. То же касается превышения скорости, массовых беспорядков и даже военных переворотов. Эффект "заражения" особенно сильно проявляется при самоубийствах, пишет The Washington Post.
Для объяснения причин, по которым стремление убивать передается далеко не всем людям, эпидемиолог Слаткин использует понятие восприимчивости. На ее степень влияют такие факторы, как социальная изоляция, депрессия или наличие параноидальной формы тяжелых психических заболеваний, передает newsru.com.
Опублікував:Любитель Юрий