Мансарды – проект, «похороненный» Дорином Киртоакэ
Вот полная история:
В период многообещающего и антикоммунистического начала, в рамках первого мандата нынешнего примара Дорина Киртоакэ, в кулуарах примэрии, во дворах домов, в офисах строителей и проектировщиков начало циркулировать магическое и манящее слово французского происхождения: мансарда.
Это слово, говорят, происходит от имени французского архитектора Франсуа Мансара, который замечательно использовал этот тип крыши в своих проектах. Позже его стиль заимствовали многие архитекторы, в том числе его внучатый племянник Жюль Мансар.
В европейской столице Кишиневе племянник лидера Либеральной партии Дорин Киртоакэ своей некомпетентностью, тотальной коррупцией внутри примэрии, а также отсутствием видения архитектурно-градостроительной перспективы полностью скомпрометировал проект строительства мансард. Этот проект мог стать решением для людей с низкими доходами, а также для реконструкции и ремонта жилого фонда. Кроме того, в случае правильной реализации этот проект придал бы Кишиневу современный, европейский вид.
Так, вместо того, чтобы стать настоящим масштабным муниципальным проектом, подлинным государственно-частным партнерством, строго регулируемым и контролируемым властями, строительство мансард превратилось в огромный корыстный бизнес с глубоко укоренившимися щупальцами в коррумпированных структурах примэрии.
Хотя первая теоретическая концепция строительства мансард была утверждена Муниципальным советом еще в 2001 году, до сих пор не утвержден комплексный, хорошо налаженный с технической и правовой точки зрения регламент, определяющий строгие правила, которые должны соблюдаться всеми участниками, вовлеченными в этот процесс, в том числе жильцами многоквартирных домов, инвесторами, строителями, проектировщиками, техническими экспертами, муниципальной администрацией, государственной инспекцией по строительству, а также теми, кто финансировал этот проект – добросовестными покупателями квартир мансардного типа.
Отсюда следует, что все жилые помещения мансардного типа, построенные до сих пор в муниципии Кишинев, являются незаконными с юридической точки зрения, не имея какой-либо поддержки, подтвержденной каким-либо нормативным документом.
В то же время и мансарды с двухуровневыми консолями, построенные в четырехэтажных домах 50-60-х годов прошлого века, являются незаконными с технической точки зрения. Поскольку эти дома давно нужно было укрепить и отремонтировать или во многих случаях вовсе снести.
Наиболее худшим является то, что в случае пожара мансарды полностью сгорают из-за используемых в строительстве материалов самого низкого качества. Красноречивый этому пример произошедшая трагедия по улице Индепенденцей в столичном секторе Ботаника. Не менее серьезными является землетрясения, поскольку двухуровневые мансарды могут рухнуть, как спичечный коробок, и привести к катастрофе.
Ситуация дошла до того, что в телевизионных дебатах советники Кишиневской примэрии, ответственные за разработку регламента о строительстве мансард, заявляют о существовании огромного лобби в пользу сомнительных экономических структур, коррупции на уровне должностных лиц Кишиневской примэрии. В то же время они говорят о прямых угрозах в их адрес в различных формах.
Это создает впечатление полного хаоса в местной публичной администрации Кишинева. Обеспокоенность появляется также среди жителей многоквартирных жилых домов, среди собственников мансард. Кроме того, озабочены ситуацией инвесторы, которые внедряли успешные проекты и хотели бы инвестировать в этот проект.
Очевидно также, что в конечном итоге полную ответственность за провал этого проекта должен взять на себя генеральный примар Дорин Киртоакэ. Он инициировал, дал разрешение, руководил, поддерживал и продвигал, в том числе посредством Программы «Prima Casă» («Первый Дом»), хаотичное и незаконное строительство такого типа жилья.
На мой взгляд, процесс строительства мансард должен был состоять из следующих этапов:
- Инициирование диалога, организация «круглых столов» под эгидой генерального примара с участием представителей Министерства строительства, института «Urban Proiect» и «Chişinău Proiect», председателей ассоциаций, жильцов, представителей специализированных неправительственных организаций, бизнесменов, частных проектировщиков, технических экспертов, строителей и разработчиков недвижимости. В ходе этих консультаций вместе с примаром должны были находиться вице-примары соответствующих отраслей и специалисты Жилищно-коммунального управления.
- Принятие концепции единого регламента на строительство жилья мансардного типа и реконструкцию жилищного фонда, утвержденной путем консенсуса всех заинтересованных сторон, которая впоследствии будет представлена на обсуждение Муниципальному совету; далее советники излагают свои позиции и утверждают ее в окончательном чтении. Затем документ необходимо было представить широкой публике и специалистам в данной области.
- Паспортизация и экспертиза всех домов, которые могут быть включены в технические параметры, предусмотренные регламентом.
– Проведение пилотного проекта в жилых домах, которые могут быть охвачены строительством мансард, расположенных на главных улицах Кишинева, таких как проспект Штефана чел Маре, бульвар Дачия, Московский бульвар и другие. Очевидно, что в этих домах нужно было сначала провести теплоизоляцию и ремонт с тем, чтобы придать им особый архитектурный облик, который будет служить источником гордости для кишиневцев, а также знаком восхищения для гостей столицы.
И наконец, я абсолютно убежден, что соблюдая эти шаги и тщательно проверяя осуществление этого комплексного процесса, у Кишинева были все шансы стать цивилизованным городом, объединяющим архитектурные особенности подлинно европейской столицы!
darie.md