Новый проект Юрия Лянкэ. В чем новизна?
В молдавских политических кругах уже вовсю говорят о том, что через какую-то пару - другую дней экс-премьер Юрий Лянкэ презентует широкой общественности свой новый политический проект, которым все мы будем не только удивлены, но даже ошарашены. Причём многим хочется в это искренне верить. Что же, это их полное право.
Но вот лично я совершенно не верю в то, что Юрий Лянкэ может представить молдавскому обществу какой-либо действительно прорывной проект общенационального значения, способный стать для него откровением и путеводной звездой. Не верю потому, что за всю свою бесцветную деятельность на всех занимаемых им постах Юрий Лянкэ никогда не только не был ведущим, но и не пытался им стать. Он всегда и везде был только ведомым, всегда послушно и беспрекословно следовал за лидером. Даже став премьер-министром, он так и не сумел стать настоящим лидером нашей страны.
Причина здесь, на мой взгляд, только одна: ну не дано ему это от природы, не его это стезя, нет в нём харизмы настоящего лидера, способного увлечь и повести за собой хотя бы людей из своего ближайшего окружения, не говоря уже обо всём народе. Может быть, это прозвучит несколько грубовато, но это тот самый типичный случай, когда говорят, что «рождённый ползать летать не может». Причём в этом нет, на мой взгляд, ничего плохого и обидного, так как это всего лишь простая констатация всем очевидного факта.
Не согласны со мной?
Тогда скажите, только честно, в чём и как он проявил себя, будучи премьер-министром Молдовы? Может быть, Юрий Лянкэ начал решительную борьбу с теми «комбинаторами», кто из бизнеса пришел в политику и сделал её своим бизнесом? Увы, нет, ничего в этом направлении он не делал и, судя по всему, не собирался делать.
Или, может быть, по его личной инициативе в Молдове начались какие-то судьбоносные реформы? Тоже нет, ничего такого в нашей стране не было замечено.
Может быть, под его руководством в Молдове обозначились какие-то позитивные подвижки и прорывы в экономике и социальной сфере? Нет, и тут никаких успехов у Правительства Юрия Лянкэ тоже не было.
Если что и запомнилось, так это, пожалуй, лишь неожиданный и стремительный обвал курса национальной валюты, да ещё громкий скандал в банковской сфере.
Я не хочу, однако, сказать всем этим, что Юрий Лянкэ, дескать, был плохим главой Кабинета министров Молдовы. Нет, он был просто всего лишь заурядным премьером, а потому вряд ли кто-то, кроме его родных и близких, да ещё, пожалуй, самых ближайших друзей, будет особо переживать по поводу того, что его «ушли» с этой высокой должности.
Тем почитателям его талантов (если таковые имеются), которые решатся напомнить мне о том, что это ведь он, премьер Юрий Лянкэ, подписал Соглашение об ассоциации РМ с ЕС, могу со своей стороны также напомнить, что львиная доля необходимых для этого реформ была проведена ещё в бытность Владимира Воронина Президентом, а Владимира Филата - премьер-министром Молдовы.
Так что же тогда может предложить молдавскому обществу экс-премьер Юрий Лянкэ, презентуя свой политический проект?
Прежде всего, думаю я, он будет убеждать всех нас в том, что сделает все возможное для того, чтобы коммунисты в Молдове ни в коем случае не были ни во власти, ни возле власти.
Об этом он сам чётко сказал в одном из своих интервью изданию Timpul.md: «Это было моей обязанностью: постараться в качестве премьера остановить позорный альянс между ПКРМ, ДПМ и ЛДПМ. Я попытался это сделать, но не получилось».
Так что, исходя из этого его высказывания, следует ожидать, что одним из важнейших направлений в деятельности Юрия Лянкэ будет именно борьба с ПКРМ.
А теперь давайте о кое чём вспомним:
Первое. Когда коммунисты пришли к власти в 2001 году, Юрий Лянкэ после их победы почему-то не хлопнул сразу же в знак протеста дверью Министерства иностранных дел РМ (он в то время, кстати, был первым заместителем министра!). А ведь коммунисты «образца 2001 года», как известно, были совсем другими, чем те, какими они стали в 2015 году, начав поддерживать курс на европейскую интеграцию Молдовы.
Тогда коммунисты ещё выступали за строительство Союзного государства вместе с Россией и Белоруссией, обещали избирателям сделать русский язык вторым государственным. Кроме того, напомню, и до победы Партии коммунистов на выборах в феврале 2001 года во властных структурах в Молдове также были их представители. Но вот тогда Юрия Лянкэ это почему-то ничуть не смущало. Во всяком случае, каких-либо протестов и демаршей с его стороны замечено не было.
Второе. Что-то не припомню я, чтобы Юрий Лянкэ проявил какую-то особую активность и тогда, когда его партийный начальник Владимир Филат начал предвыборную кампанию в 2008-09 гг. под лозунгом «Молдова без коммунистов».
Третье. Вряд ли кто-то в Молдове уже забыл, как, накануне голосования в Парламенте за Правительство «Лянкэ-2», Юрий Георгиевич в качестве кандидата на пост премьера посетил офис ПКРМ, где имел душевную беседу с её лидером Владимиром Ворониным и просил у него поддержки депутатов-коммунистов. Поэтому не думаю, что если бы коммунисты проголосовали за него, то господин Лянкэ «из принципа» отказался бы стать премьер-министром. Уверен, что он согласился бы. Иначе зачем тогда ему надо было ходить на поклон к Воронину?
А теперь зададим себе самый главный вопрос:
Чем опасна (и опасна ли вообще?) для Молдовы сегодня, в её нынешнем виде, Партия коммунистов Владимира Воронина?
Конечно, у социалиста Игоря Додона есть свой, «особый», ответ на этот вопрос. Разбуди его ночью и спроси об этом, и он тут же скажет: ПКРМ опасна тем, что не поддерживает курс на вступление Молдовы в Таможенный союз, а выступает за Европейский выбор.
А вот что ответит на этот вопрос сам экс-премьер Юрий Лянкэ?
Давно известно, что генералы армий всего мира готовятся воевать, учась на опыте прошлых войн, а потому часто попадают впросак на войнах новых, которые, как правило, совсем не похожи на прошлые.
Вот и экс-премьер Юрий Лянкэ тоже собирается воевать с теми, «прошлыми», коммунистами, которых давно уже нет. Он хочет воевать с партией, которая может и должна стать союзником проевропейских сил Молдовы.
Зачем это ему нужно? Может быть, для того, чтобы подтолкнуть ПКРМ в сторону пророссийских партий и этим ослабить в Парламенте поддержку партий проевропейских?
Юрий Лянкэ упорно пытается убедить молдавскую общественность в том, что без него вся европейская интеграция затормозиться или даже совсем остановится. Но, на мой взгляд, фундаментальная ошибка Лянкэ в том, что мерилом Европейской интеграции для него являются лишь «встречи в верхах», международные совещания, разного рода зарубежные визиты.
Всё это, конечно, нужно и важно. Но, тем не менее, всё это второстепенно, так как главная линия борьбы за Европейское будущее Молдовы проходит не столько на дипломатических фронтах, сколько в экономике, в социальной сфере, в борьбе с коррупцией и преступностью, а потому не заявка, поданная в том или ином году на вступление в ЕС, определит наше европейское будущее, а то, как мы сами, своими руками сможем построить европейскую Молдову.
Так что, полностью согласен с теми экспертами, которые уже назвали новый политический проект Юрия Лянкэ «партией обиженных».
Да, Юрий Лянкэ и собравшиеся вокруг него некоторые бывшие коллеги обижены. На кого и на что – это их личное дело. Но, хотел бы напомнить им, что на обидах далеко не уедешь.
«Обиженные политики» и созданные ими «партии обиженных», как показывает опыт самой Молдовы, не имеют никаких шансов стать лидерами общественно-политической жизни страны, потому что, образно говоря, призывая других идти вперёд, сами они постоянно оборачиваются назад, а потому, не видя перед собой дороги, оказываются в кювете. И сворачивают себе голову окончательно.