Больше слов! И много-много помощи от Москвы.
Фракция социалистов объявила о создании непартийной парламентской группы за интеграцию Молдовы в евразийские структуры. Инициативу ПСРМ в парламенте встретили коротким смехом. Больше ее никто не заметил. Страна живет своей привычной жизнью – не социалистической, не коммунистической, не капиталистической и не европейской (тем более или пока), а – молдавской. Дежурно посматривает на поиски нового премьера, нервно наблюдает за падением национальной валюты, ветра с украинской стороны не приносят запахов войны – и ладно; с интересом ждет обещанных реформ – как это и кого конкретно будут реформировать на глазах общественности, в реформы не очень верит, хотя хотелось бы дожить…
В общем, не до социалистов и их парламентской возни. А додоновцы меж тем разыгрывают свой спектакль. Смешной, конечно. Приглашения вступать в «евразийскую непартийную социалистическую и пророссийскую группы» смешные. Никто из парламентариев в нее не вступит. Самое смешное, что никто из членов фракции ПКРМ в нее не вступит в первую очередь. В стенах парламента нет врагов лютее, чем коммунисты-воронинцы и социалисты-додоновцы, хотя, если посмотреть на предвыборные лозунги обеих партий, нет в мире более надежных и искренних сторонников евразийства. А самое-самое смешное в объявленных социалистами сроках окончательной победы над проевропейским молдавским мраком: победят, придут к власти и сразу же начнут строить социализм в Молдове.
Упрямством и агрессией додоновцы сегодня сильно похожи на коммунистов Воронина, зовущих несколько лет назад страну к неповиновению. Тогда они не знали, чем должна завершиться народная воля не повиноваться. Они понимали, что ведут к опасной черте, к победе ПКРМ через бунт. И потому придумали – мы, коммунисты, не революционеры, не бунтари, но узурпаторы, захватчики Молдовы, все эти «евроинтеграсты» должны уйти подобру-поздорову. Додон точно перенял тактику Воронина – слово в слово, шаг за шагом. Додон, получивший в парламенте 25 мандатов (больше всех, но толку от них нет), взялся повторять истрепанные коммунистами глупости: мы всем покажем, что такое настоящая оппозиция, мы всем покажем, где раки зимуют, мы не революционеры – мы лишь сурово ждем, когда капиталисты-олигархи соберут чемоданы.
Чемоданы – это, как сказали бы сейчас Додону воронинцы, наглый плагиат. Это мы, справедливо напомнят коммунисты, разыгрывали в центре Кишинева перед горожанами сценки: коммунист Мунтян читал монолог «Быть или не быть Молдове? Обязательно быть – освобожденной от предателей Родины!» Потом раскручивал над головой старый пустой чемодан и забрасывал его в близлежащие кусты – валите в свою толерантную и бесполую Европу.
Объявленный неизбежным приход к власти социалистов сопровожден одним уточнением – борьба предстоит долгая, трудная, путь к цели будет тернист и чреват испытаниями на прочность. Так определили свое тревожное будущее социалисты, побывавшее всей фракцией в Москве и вернувшиеся оттуда еще большими стратегическими и надежными партнерами российских парламентариев. На примитивном политическом языке откровения додоновцев «не помывших руки после встреч с такими большими деятелями РФ, как Миронов и Нарышкин», и знающих причины неожиданной мощности ПСРМ и российского интереса лично к Додону, это означает следующее. Чем упорнее и дольше социалисты будут держаться восточного вектора развития Молдовы, чем яростнее они будут критиковать официальный Кишинев, чем больше поганых слов они вспомнят, разоблачая «европейское иго», - тем больше и скорее они получат от Москвы поддержки. Разной, многосторонней, особой. И наконец, самой главной и всегда долгожданной – организационно-идеологической, информационной и материальной. О, как она здорово сработала во время парламентской кампании! О, двадцать пять мандатов, когда мечталось о десяти – не больше! Еще бы немного и чуть-чуть на последний-то бой – неизбежный и сокрушительный. Больше слов! Еще больше – дел! И много-много помощи от Москвы.
… Созданная социалистами на базе их фракции непартийная группа за евразийскую интеграцию Молдовы именно об этом: слова – пустое; там, где раздают поддержку, верят не слезам, а делам. «Группа Додона» не для борьбы за евразийскую Молдову. Она для борьбы за Москву, пристально наблюдающую за теми, кто должен делами доказывать веру в постсоветское «таможенное завтра», плавно переходящее в «евразийское московское всегда».
Первыми поняли истинные цели додоновцев коммунисты. Уж они-то знают силу и эффективность Москвы в молдавских играх – на себе не раз испытывали русское «и барский гнев, и барскую любовь». Публичный отклик воронинских СМИ на «московского молдо-патриота» Додона – лучше иных подробных разоблачений, как и за сколько вертит Молдовой, мучительно выбирающей свои пути и разрывающейся между вопросами: «куда идти?» и «чем пожертвовать в обмет за окончательный выбор?». Ответ их Додону, сообщившему, что «Молдову ждет не только нищета и война, что называется, закрывает московскую тему - хватит лукавить, строить глазки, все мы девки-жадины и потому остается признаться в свальном политическом грехе с зарубежными экспертами-извращенцами. «Что кроется за этими словами?- вопрошают красные СМИ. И отвечают вместо него: «Об этом сам Додон еще не знает. Макеты его заявлений и шаблоны поведения фракции социалистов в Москве, но не в Кремле, как ему хотелось бы. Додон не самостоятельный политик, фракция ему не принадлежит, партия не его. Но этой его не самостоятельностью он и страшен. Человек, способный на все для удовлетворения властных амбиций, может стать ключевой пешкой в разворачивании конфронтационного варианта. Поведение Додона и партии социалистов в Гагаузии в ближайшее время сможет ответить на вопросы: возможна ли в Молдове война и кому она интересна?»
Гагаузов вспомнили. Не случайно и кстати. И здесь есть группы «За Москву!». Независимый кандидат Ирина Влах развернула российские знамена над своими торопливыми и без оглядки на последствия – один раз живем (в таких случаях их называют женскими) желаниями. Платочки российских расцветок носить не смущается. Другой кандидат на то же – Дмитрий Кройтор уже заявил, что «Российская Федерация, которая имеет великолепную дипломатическую службу, решать, кто будет башканом Гагаузии, просто не станет». Иван Бургуджи – борец со стажем за «гагаузское все» обратился к Российскому послу в Молдове Мухамметшину. Дескать, разъясните – ходят тут всякие, Россию поминают добрым предвыборным словом, а гагаузы желают разобраться…Письмо послу переполнено опасениями и предупреждениями: «Осознавая, что все эти действия и инсинуации преднамеренно направлены на дезориентацию народа Гагаузии с целью получения определенного результата посредством манипуляции общественным сознанием в преддверии выборов башкана…»
Послу трудно будет дать разъяснения. Он уже сфотографировался с Влах и с Додоном. А под фото «на троих» социалисты приписали свое, предвыборное о беседе с Мухамметшиным: «Кандидат в башканы (Влах) подтвердила, что выступает за денонсацию Соглашения об ассоциации с ЕС и евразийскую интеграцию РМ. Кроме того, Влах… подчеркнула, что после ее избрания на пост башкана евразийский вектор будет определяющим».
Ответит или нет российский посол Мухамметшин гагаузскому депутату Бургуджи – не важно. Одни пописывают – другие почитывают. У каждого своя правда и роль. Важнее в нашем случае молдавские политические традиции – особого и, прямо скажем, уникального свойства. Например, при наличии в каждой партии, во всех структурах власти заметного числа молдавских патриотов, Молдова уже четверть века и с каждым днем живет все хуже и хуже. Виной всему все тот же патриотизм: патриоты так друг друга ненавидят и с такой яростью друг с другом воюют, что в пылу не замечают появления в результате их борьбы новых проблем в стране. Они потом мирятся, успокаиваются, живут себе… Да только Родина по их же милости глубже врастает в землю, как заброшенный дом заколоченными окнами и холодными стенами. Так и с Москвой случится. Ее друзья, уничтожавшие друг друга в борьбе за российские интересы, упокоятся, перемигнутся – «ничего личного», подсчитают кремлевские подарки… А от Москвы в Молдове и камня на камне не останется.
dniester.ru