Свободу рекам: в Европе демонтируют старые дамбы
Эксперты отмечают, что до половины плотин на европейских реках заброшены и не имеют функциональной нагрузки. А вот ущерба для экологии от них немало. Выход один - демонтаж. Но с этим согласны не все.
Европейские реки - в плохом состоянии. Они излишне раздроблены, в том числе плотинами, которых в Европе - более миллиона. Часть дамб нужна для ирригации, производства энергии или питьевой воды. Но некоторые давно заброшены и не используются.
Именно эти остатки инфраструктуры пытаются устранить европейские специалисты. На передовой - Испания и Эстония. Эксперты там стремятся улучшить качество воды и остановить разрушение речной флоры и фауны.
Такой подход отвечаетстратегии Европейского союза по сохранению биоразнообразия,в планах - высвободить 25 тысяч км водотока к 2030 году через демонтаж ненужных барьеров.
Испания: освобождение рекВ прошлом году в Испании было ликвидировано около сотни заброшенных плотин. Автономная область Кастилия - Леон активнее других занята восстановлением рек. Мы побывали в провинции Сеговия, где в настоящее время идет снос плотины гидроэлектростанции, давно заброшенной.
"Это устаревшее сооружение, представляющее структурный риск и оказывающее негативное влияние на качество воды, - убежденно говорит Артуро Прието Бланко, технический директор Гидрографической конфедерации реки Дуэро. - Это вынуждает нас принимать и другие меры, более дорогостоящие, чем просто снос. Река будет восстановлена до состояния, в котором находилась несколько десятилетий назад".
В прошлом году в Европе ликвидировали более 330 бесхозных плотин, треть из них - в Испании. Однако эти проекты часто наталкиваются на нежелание местных жителей, как, например, случилось в деревне Навафрия. "Достаточно вычистить плотину и все", - говорит нам один из жителей. "Убрать плотину, которая, по сути, никому не мешала, стоит больших денег", - сетует другой. "Если ее снести, то река потечет в море, толку в этом нет", - считает третий.
"Что они хотят сделать с водой при уже существующих проблемах? Может быть, пытаются ее приватизировать?" - задается вопросом четвертый.